Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что контрольно-надзорная деятельность оказывает ощутимое и в то же время крайне неоднозначное влияние на экономику страны, что обусловливает повышенное внимание к состоянию законодательства о государственном контроле (надзоре) государства и хозяйствующих субъектов.
Сегодня в Российской Федерации сформировался массив несистематизированных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих специфический вид деятельности органов исполнительной власти, который законодатель называет государственным контролем (надзором).
Данный вид государственной деятельности необходимо отличать от иных видов государственного контроля и надзора, осуществляемых в стране. Например, от прокурорского надзора, судебного и законодательного контроля, контроля Президента РФ, осуществляемых на основании и в соответствии с Конституцией РФ и в порядке, регламентированном специальными федеральными законами.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с государственным контролем.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие государственный контроль, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы является изучение понятия государственного контроля.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие и сущность государственного контроля;
• исследовать виды и формы государственного контроля;
• изучить контроль Президента РФ;
• проанализировать контроль органов законодательной власти и органов исполнительной власти;
• рассмотреть судебный контроль.
Нормативно-правовой основой работы являются: Конституция РФ; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие.
Методология исследования складывается из общенаучных и специально-научных методов, которые были использованы при проведении исследования в рамках настоящей работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка
1. Общие характеристики государственного контроля
1.1. Понятие и сущность государственного контроля
К предмету государственного контроля, осуществляемого в административно-процессуальных формах, предлагается отнести исполнение и соблюдение физическими и юридическими лицами, государственными и иными органами персонифицированных (индивидуальных) обязательных административно-правовых требований, предъявляемых в рамках контрольно-надзорных мероприятий административно-ограничительного и административно-принудительного характера.
Под административными процедурами государственного контроля и надзора предлагается понимать систему предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом установлений и правил, определяющих целенаправленность, вид, характер, последовательность, нормативную продолжительность (срочность), цикличность, порядок документального оформления действий и решений уполномоченных органов исполнительной власти, а также иных органов государственного контроля и надзора, направленных на предупреждение, выявление, пресечение и устранение нарушений обязательных требований (восстановление нарушенного правового положения, устранение причиненного вреда), а также установлений и правил, определяющих взаимное процессуальное положение органов государственного контроля и надзора с юридическими и физическими лицами, иными органами, на которых возлагаются обязанности по соблюдению и исполнению обязательных требований.
Развивая сформулированный подход, следует подчеркнуть, что административные процедуры государственного контроля и надзора, с одной стороны, определяют последовательность, целенаправленность, цикличность, вид, характер, нормативную продолжительность (срочность), порядок официально-документального оформления взаимосвязанных действий и решений органов исполнительной власти, иных уполномоченных органов государственного контроля и надзора по применению конкретных мер административно-правового ограничения и принуждения, связанных с оценкой исполнения и соблюдения обязательных требований физическими и юридическими лицами, а также органами, которым адресованы такие обязательные требования.
С другой стороны, выделяемые административные процедуры определяют процессуальные права, обязанности и гарантии физических и юридических лиц, иных органов, связанные с применением уполномоченными органами исполнительной власти, а также иными органами государственного контроля и надзора мер административно-правового ограничения и принуждения по оценке исполнения и соблюдения обязательных требований.
Следует также отметить, что административные процедуры государственного контроля и надзора, предусмотренные законами, уполномочены дополнять федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством разработки собственных административных регламентов осуществления федерального и регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В настоящее время при отсутствии специального постановления Правительства РФ административные регламенты осуществления федерального государственного контроля (надзора) разрабатываются на основании Постановления Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении Административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». При таком подходе федеральные органы исполнительной власти в качестве административного регламента осуществления федерального государственного контроля (надзора) разрабатывают так называемый административный регламент исполнения государственной функции. Соответственно, органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают административные регламенты осуществления регионального государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и руководствуются правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373.
В соответствии с административными процедурами, обозначенными выше, органы государственного контроля и надзора, по сути, возбуждают и разрешают по существу две специфические категории административных дел: 1) контрольно-наблюдательные дела, связанные с организацией проверок юридических и физических лиц, предупреждением нарушений обязательных требований; 2) дела о нарушениях обязательных требований, связанные с выявлением и устранением в ходе проверок нарушений обязательных требований, в т.ч. путем выдачи разнообразных предписаний, а также принятия иных мер по восстановлению нарушенного правового положения и устранению причиненного вреда.
В рамках обозначенных административных дел органы государственного контроля и надзора по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению нарушений обязательных требований в качестве основных средств административного воздействия применяют меры административно-правового ограничения и принуждения, которые в обобщенном виде можно назвать, к примеру, административно-правовыми контрольно-надзорными мерами. Ими являются: направление уведомления о предстоящей проверке, объявление проверяемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, истребование и рассмотрение документов проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведение осмотра и обследования используемых проверяемыми лицами производственных объектов, отбор образцов продукции, проведение их исследований, испытаний, выдача проверяемым лицам предписаний об устранении нарушений обязательных требований, приостановление действия лицензии, выданной проверяемому лицу, и др.
Одна часть административно-правовых контрольно-надзорных мер по своей целенаправленности являются профилактическими, превентивными (предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований). Другая часть выделяемых административно-правовых мер образуют пресекательно-восстановительный комплекс (выдача проверяемым лицам предписаний об устранении нарушений обязательных требований, приостановление действия лицензии, выданной проверяемому лицу).
При достигнутом уровне административной процессуализации в России предлагается регламентированную административными процедурами деятельность органов государственного контроля и надзора по предупреждению, выявлению, пресечению, устранению нарушений обязательных требований называть административным контрольно-надзорным производством.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ,. 2013. 8 апр. № 14. Ст. 1649.
6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Собрание законодательства РФ . 2011. 14 февр. № 7. Ст. 903.
7. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652.
8. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.
9. Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» // Собрание законодательства РФ, 30.05.2011, N 22, ст. 3169.
10. Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» // Собрание законодательства РФ, 30.05.2011, N 22, ст. 3169.
11. Приказ Минфина России от 20 марта 2014 г. № 18н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере» // Российская газета, № 118, 28.05.2014.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П // Собрание законодательства РФ, 10.03.2014, N 10, ст. 1087.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, N 80, 19.04.2005.
14. Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ, N 3, 2003.
15. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (в ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, N 80, 19.04.2005.
16. Евсиков А.М. Государственный контроль в сфере финансового рынка // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 7. С. 13 - 17.
17. Ноздрачев А.Ф., Зырянов С.М., Калмыкова А.В. Реформа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля // Журнал российского права. 2017. N 9. С. 34 - 46.
18. Софронова Д.А. Представление возражений в отношении результатов проверок при осуществлении государственного контроля и надзора: проблемы реализации // Административное право и процесс. 2017. N 8. С. 74 - 77.
19. Стахов А.И. Административно-процессуальные формы государственного контроля и надзора, осуществляемого в России // Административное право и процесс. 2017. N 12. С. 4.
20. Стахов А.И. О классификации и кодификации административно-принудительных мер, применяемых в сфере государственного контроля и надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Административное право и процесс. 2016. N 4. С. 8.
21. Стахов А.И. О некоторых проблемах судебного рассмотрения административных дел, связанных с осуществлением государственного контроля и надзора // Административное право и процесс. 2017. N 10. С. 43.